290 лет кадетскому образованию в России
Прислано Чистякова Ольга на 17 февраля 2022, 12:25:00

17 февраля 1732 года - историческая дата начала Русского кадетства. Официально утвердили эту памятную дату «День кадета» на III Съезде кадет в Екатеринбурге в сентябре 2011 года и ввели в кадетский календарь «День кадета» как дату и праздник, официально принятые кадетским сообществом. Высокое звание кадет носит 160 учащихся Образцового коллектива Иваново-Вознесенского имени генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева кадетского корпуса, расположенного на базе МБОУ «СШ №43». Во второй половине дня кадеты изучают специальные предметы (история кадетских корпусов, основы православной культуры, огневая, строевая, парашютная подготовка, основы медицинских знаний и др.). На базе корпуса создан и функционирует музей, где кадеты приобщаются к истории корпуса и кадетского образования. За прошедшие 22 года существования в Иваново-Вознесенском кадетском корпусе обучалось более 700 кадет, 355 окончили, 130 из которых поступили в военные училища, стали офицерами. Связь с выпускниками Иваново-Вознесенский кадетский корпус не теряет и по сей день.





Они постоянно приходят в родные стены, делятся воспоминаниями и своими знаниями с учащимися-кадетами. Ежегодно проводится Кадетский бал, на который приглашаются кадеты Ивановской области и других регионов России. Cегодня кадеты продолжают славные традиции Российских кадет. Они активные участники акций, торжественных мероприятий, парадов и конкурсов. Однажды надев кадетскую форму, нужно понимать: это форма особого образца. Это не внешний атрибут красоты и гордости. Форма – это образ жизни. Она ко многому обязывает. Надев форму, кадет берёт на себя ответственность за свои поступки, по которым окружающие судят о тебе, твоих близких, кадетском корпусе. Всех кадет, выпускников, сотрудников и друзей Кадетского корпуса поздравляем с Днем кадетского образования — Днём кадета России!

Справочно: Истоки появления кадетских корпусов России. Кадетские корпуса - военные учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование детей и являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров. Они ведут свое начало с 1653 года, когда в Пруссии была учреждена первая кадетская школа. Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний), так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определяющиеся на военную службу, малолетние знатных фамилий до производства их в 1-й офицерский чин. Затем это название перешло в Пруссию, где оно было присвоено воспитанникам специальных военных учебных заведений. В 1716 году король Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет, назначив ее шефом своего 4-х летнего сына. Так возникли кадетские корпуса, сохранившиеся к 1913 году только в Германии, Японии, Черногории и России.
В России до Петра Великого не было специальных школ, готовивших к военной службе. Необходимые военному человеку знания приобретались на практике. Когда в 1689 г. установилось фактическое единовластие Петра I, его внимание было обращено на устройство в России регулярного войска по образцу европейских армий. Петр Великий, привлекая на свою службу иностранцев и посылая многих русских для обучения за границу, сознавал необходимость подготовки образованных людей и в самой России.
В январе 1701 г. в Москве учреждается Школа математических и навигацких наук, которая была, по словам самого Государя, «нужна не только к морскому ходу, но артиллерии и инженерству». В школу было велено принимать сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов» от 12 до 17-летнего возраста; впоследствии сюда принимались даже 20-летние воспитанники. Комплект был определен в 500 человек, причем те из них, кто имел более 5 крестьянских дворов, содержались за собственный счет, а все прочие получали от казны «кормовые деньги». Учебный курс школы состоял из русской грамматики, арифметики, геометрии и тригонометрии, с практическими приложениями к геодезии и мореплаванию; кроме того, здесь обучали и «рапирной науке». Те из учеников, которые принадлежали к нижним сословиям, обучались в школе грамоте и счету, а затем назначались на службу писарями, в помощники к архитекторам и к должностным лицам в адмиралтействе; ученики из дворян по окончании полного курса школы выпускались во флот, в инженеры, в артиллерию кондуктора¬ми к генерал-квартирмейстеру, причем они уже на самой службе должны были приобретать дальнейшие, необходимые для каждой специальности, знания и навыки. Это же заведение готовило и начальных учителей, которые распределялись отсюда по губерниям, для преподавания математики в школах при архиерейских домах и монастырях, в адмиралтейских и цифирных школах.
С учреждением в 1715 г. Морской академии в Санкт-Петербурге Навигацкая школа потеряла значение самостоятельного заведения и стала приготовительным учебным заведением при академии. Приблизительно в это же время возникают инженерные и артиллерийские школы. Так, в 1712 г. в Москве находилась уже Инженерная школа, а в 1719 г. была образована в Петербурге другая инженерная школа, к которой в 1723 г. присоединилась и Московская. Что касается артиллерийских школ, то, кроме существовавшей уже при бомбардирской роте, в 1712 г., была учреждена школа при артиллерийском полку. В 1721 г. была открыта особая школа при Санкт-Петербургском лабораторном доме, в которой обучались состоявшие на службе артиллеристы. В этом же году были учреждены гарнизонные школы для солдатских детей.
Граф Ягужинский, сподвижник Петра, будучи послом при прусском дворе, близко ознакомился с устройством немецких кадетских корпусов и поставил вопрос об учреждении подобных учебных заведений в России.
Открытие I –го кадетского корпуса.
Однако первый кадетский корпус в России был открыт значительно позднее, в 1732 году, уже в царствование императрицы Анны Иоанновны. В России кадетский корпус впервые был основан по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха: первоначально в июне 1731 г. в Санкт-Петербурге по указанию Миниха были открыты классы, образно названные “Рыцарской академией”, вслед за этим последовал указ императрицы от 29 июля 1731 г. об учреждении Корпуса кадет для шляхетских детей от 13 до 18 лет.
В 1731 г. Миних представил на утверждение императрице Анне Иоанновне план устройства первого военно-учебного заведения в России «Корпуса кадет» в Санкт-Петербурге.
В основу первого устава корпуса были положены уставы Прусского и Датского кадетских корпусов. В ноябре 1731г. был утвержден устав корпуса.
ля руководства Шляхетским корпусом кадетов учреждались должности главного директора и директора кадетского корпуса. Главный директор должен был осуществлять общее руководство кадетским корпусом и учебным процессом и обеспечивать связь корпуса с императрицей, проявлявшей к корпусу большой интерес, и Правительствующим Сенатом, имевшим непосредственное отношение к набору кадетов в корпус. Первым главным директором корпуса были граф Б.-К. Миних (1731), а Первым директором корпуса был назначен генерал-майор Люберас (1731-1734).
17 февраля 1732 г. состоялось открытие кадетского корпуса. В день открытия корпуса в строю стояло 56 воспитанников. Общая численность их корпуса была определена в 200 человек. Однако вскоре по просьбе Миниха число воспитанников было увеличено до 300. Корпус был разделен на три роты. Разрешение на прием в кадеты давалось Правительствующим Сенатом, графом Минихом или кабинетом министров.
В 1734 г. в корпусе впервые появляется должность обер-профессора (прообраз будущей должности инспектора классов), задачей которого было наладить в корпусе учебный процесс и обеспечить контроль за работой преподавателей и проводимыми в корпусе занятиями. Первым обер-профессором был назначен немец Веньямин фон Зихгейм. Впоследствии во всех кадетских корпусах России вторым после директора корпуса лицом был инспектор классов (в суворовских училищах это заместитель начальника училища по учебной части). В обязанности обер-профессора было вменено вести журнал успеваемости кадетов и оценивать возможности и способности их в каждый конкретный период времени, с тем чтобы можно было заранее определить возможные перспективы использования того или иного кадета после выпуска.
При переводе воспитанников в старший класс и перед выпуском из корпуса общий совет из начальствующих лиц решает, в какой области лучше использовать того или иного кадета. Кадеты, успешно окончившие кадетский корпус, минуя службу в солдатах, предназначались на службу в пехотные и кавалерийские полки в звании прапорщиков или унтер-офицеров, а наиболее преуспевшие в учении кадеты могли получить звание поручика или подпоручика или приравненные к ним гражданские чины.
В программу обучения кадетского корпуса наряду со специальными военными предметами были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Преподаванию последних уделялось особое внимание. В корпусе изучались «российская словесность» (язык и литература), история (в том числе история Древней Греции и Рима, курс которой предполагал ознакомление воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных французских и немецких переводах, но и на латинском языке), геральдика и генеалогия, кадеты обучались верховой езде, фехтованию, танцам, юриспруденции, новым и древним языкам.
Со времени петровской «Табели о рангах» в царской России отсутствовала жесткая граница между военной и гражданской службой. Переход с военной службы на гражданскую с сохранением или даже повышением ранга не являлся чем-то особенным. Соответственно, система обучения и воспитания в кадетских корпусах создавалась с учетом этих особенностей, и круг преподаваемых там предметов был достаточно широк.
Исследователи и историки, анализировавшие деятельность корпуса кадетов в первые годы его существования, пришли к выводу, что имелось много недостатков в организации учебного процесса, что присуще многим новым начинаниям. Корпус вначале не мог дать всем молодым людям, поступившим в него на учебу, полного и разностороннего общего образования. Это касалось как подготовки к службе в российской армии, так и к гражданской службе. Однако постепенно усилиями главных директоров корпуса качество обучения и воспитания было приведено в соответствие с теми высокими требованиями, которые закладывались при его создании. К преподаванию в корпусе стали широко привлекаться профессора Академии наук и учителя с университетским образованием. Более тщательным стал отбор преподавателей и корпусных офицеров.
Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны в 1743 году благодаря графу И.И. Шувалову был открыт Морской корпус. Поэтому Шляхетский кадетский корпус был. переименован в Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. Сюда посту-пали дети вельмож и знатных людей, и он стал предметом особых забот правительства.
В корпусе стало меньше муштры, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами, в корпусе создается Общество любителей российской словесности, одним из основателей которого был кадет А.П. Сумароков, и самодеятельный театр, в котором А.П. Сумароков ставил свои пьесы, а кадет Ф.Г. Волков, один из основателей русского драматического театра, получил первые навыки актерской игры. Советский исследователь деятельности А.В. Суворова Кирилл Пигарев в книге “Солдат-полководец” пишет о том, что воспитанники Сухопутного кадетского корпуса принимали непосредственное участие в выпуске журнала “Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие”. В августовской книжке журнала за 1755 г. помещен прозаический “Разговор в царстве мертвых между Александром Великим и Геростратом”, а в июльской книжке за 1756 г. другой “Разговор” — между Кортецом и Монтецумой. Первый подписан “Сочинения А.С.”, второй — “Сочинил С”. По словам автора, инициалы А.С. раскрываются: Александр Суворов. Первый кадетский корпус не был в то время совершенно закрытым заведением: в него могли являться для прослушивания лекций и посторонние лица. Суворов не был воспитанником кадетского корпуса, но, будучи в то время солдатом Семеновского полка, он посещал занятия в корпусе. Значение Сухопутного корпуса в культурной жизни Петербурга к середине XVIII столетия значительно возросло. Его библиотека насчитывала до 10 тыс. томов и являлась одной из самых богатых в России.
С первых дней своего существования корпус находился под пристальным вниманием и опекой царствующих особ России. Ни один из кадетских корпусов не подвергался внедрению такого количества новаций и столь частому корректированию учебных программ, как первый кадетский корпус. Каждый из властителей России стремился внести свой вклад в воспитание кадетов, почитая это за высшее для них благо. Царствующие особы регулярно посещали корпус, дарили ему свои портреты, парадные мундиры, оказывали другие знаки царской милости. Директора корпуса назначались только с согласия императрицы или императора.
Высшим проявлением благосклонности к корпусу считалось принятие царствующей особой на себя звания шефа корпуса. Екатерина II приняла корпус в свое непосредственное ведение. С воцарением Александра I в практику вошло направление в корпус для обучения “фронту” (строевой подготовке), на летние лагерные сборы сыновей, внуков и других родственников российских императоров. При этом считалось, что кадетский корпус должен сформировать хорошего будущего императора, помочь ему получить надлежащее воспитание и образование. Александр I поместил в ряды кадетов наследника цесаревича, а затем и других сыновей и внука. При Николае I в корпусе обучались цесаревич великий князь Александр Николаевич, великие князья Константин Николаевич (1837), Николай Николаевич (1839), Михаил Николаевич (1840). В списках корпуса было повелено числить великого князя Николая Александровича — внука императора (1843). В 1845 г. Николай I пожертвовал корпусу портреты своих предков. Император Александр II по вступлении на престол принял на себя звание шефа корпуса и повелел на погонах и эполетах роты Его Величества оставить изображение императора Николая I. В ряды кадетов влились великие князья Александр Александрович, Владимир Александрович и Сергей Александрович.
В день 175-летия со дня открытия корпуса 17 февраля 1907 года Николай II принял на себя звание шефа корпуса и повелел 1-ю роту именовать ротою Его Величества. В 1909 году состоялось зачисление в списки корпуса цесаревича Алексея Николаевича. В 1911 году Николай II пожаловал корпусу большой портрет наследника цесаревича в кадетской форме.
К 1913 году Сухопутный кадетский корпус стал называться 1-й Санкт-Петербургский кадетский корпус.
Кадетские корпуса 18-го и 19-го столетий сыграли значительную роль в подготовке офицерских кадров русской армии. Они дали России десятки выдающихся исторических личностей, общественных деятелей, которые трудами своими прославили Отечество.
Возрождение кадетского движения в России продиктовано временем. Ведь во все времена кадетские корпуса готовили настоящих граждан своей страны, воспитанных в духе благородства, воинской чести, доброго товарищества, крепкой дисциплины и беззаветной любви и преданности Родине. И для современных кадет девиз «Жизнь Отечеству – честь никому» не утратил своей значимости. Современные кадеты, – наследники тех, кто прославил себя на льду Чудского озера, Куликовом поле, под Полтавой и Бородино, в знаменитом Брусиловском прорыве и победах Великой Отечественной войны.